Когда пора приучать ребенка к горшку?
Когда ребенку исполнилось 9 месяцев, я пошла и купила горшок. "Пора!" - сказала я недоумевающему сыну и посадила его на горшок. Уговоры, включение водички и волшебные слова "пи-пи" не возымели никакого результата. Тёма с чувством тяжелой повинности безрезультатно просидел на горшке полчаса и тут же написал, когда я потеряв надежду пересадила его в шезлонг.
Тут я решила почитать, как же приучать ребенка к горшку. Прочитала статью доктора Комаровского, понравилось. Расскажу.
Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, родители постоянно ищут подтверждения того, что их ребенок не хуже. "Вот мой уж пошел, мой уже сел, а у моего зато уже выросли зубы" так и слышится со всех сторон. А как же мой, еще не держит головку, еще не ходит на горшок? Сколько бы нервов сберегло бы молодым родителям осознание того, что все будет, но только в свое время, индивидуальное для каждого ребенка.
Так же и с горшком, не существует единого стандарта, когда ребенок должен на него садиться. Но доподлинно известно одно, чем раньше родители начнут приучение ребенка у горшку, тем БОЛЬШИХ усилий это от них потребует. Приучение к горшку тем безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
Поэтому если очень хочется похвастать тем, что у меня ребенок сел на горшок уже в Х месяцев, то действительно пора. Если же время ждет, то лучше дождаться пока ребенок дозреет до такой сложной туалетной науки. Что можно определить, по мнению доктора Комаровского, по следующим признакам:
1) Установление более или менее стабильного режима дефекации.
2) Способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии.
3) Знание частей тела и названий предметов одежды.
4) Знание или понимание слов «пописал» и «покакал».
5) Демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках.
6) Стремление (умение) самостоятельно раздеваться.
7) Стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета или садится-вставать с горшка.
8) И, наконец, самый достоверный признак - способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».
Дорога к горшку полна детских слез, родительских нервов, труда и разочарований, но только если начать это делать слишком рано.
Очень многим терпеливым родителям удалось добиться прекрасных результатов уже на 1 году жизни, ребенок по команде "пи-пи" опрожнял мочевой пузырь, а по большому ходил исключительно по команде "а-а". И в этом нет ничего удивительного, родители таким образом добились возникновение условного рефлекса. Но, к сожалению, по мнению доктора Комаровского, это не совсем то, что требуется.
Цепочка должна быть не "пи-пи"-наполнение мочевого пузыря-мочеиспускание, а наполнение пузыря-горшок-мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен быть не звуковой сигнал "пи-пи", а физиологический процесс (наполнение пузыря). Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать. А соображения эти очень даже понятные - наступает время формирования того самого естественного контроля над выделениями. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи».
Конечно, у каждого ребенка все индивидуально, и ситуация, когда до 3-х лет ничего не получается - это совсем не редкость. Существуют лишь некоторые установленные специалистами нормы:
1) Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
2) Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
3). Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.
По мнению Комаровского, попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников, но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют. А рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется от одного года до трех лет.
За два десятка лет работы педиатром Комаровский ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком. Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.
- А с чего вы взяли, что все остальные ходят? - Так сами говорят!
По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»…
Прочитав, эту статью, я убрала горшок пока подальше. А вы?